О гроге, Софье, путешествиях и трансформации

Грег и Тим летят со мной на соседних креслах в Денпасар. В их чемоданах в багажном отсеке плещется по литру на голову отменного красного сладкого вина для грога. Грег и Тим летят ловить рыбу и отмечать грогом Новый год. Они из Норвегии, где рыбы полно, а грог, сваренный на морозе гораздо вкуснее, чем увядший под влажным солнцем южного полушария, разбавленный водой сезона дождей.

Я лечу на соседних креслах с Грегом и Тимом. И это единственное, что меня с ними объединяет. Их билеты явно ждали своего часа не менее полугода. Мои – взяты по безалаберности в последний момент и потому жутко дороги. Они планировали поездку во всех деталях. Я – решила за минуту перед тем, как покупать билет, и Денпасар победил Альпы, а жара взяла верх над колким холодом.

Мне понятно, что я оставила позади: распорядок, офис, двери, коридоры, проблемы, вопросы. Но сидящей в самолете мне совершенно непонятно: ради чего?

 От зарождения цивилизации любой миф, сказка, предание – это обязательно путешествие. Подъем на гору, спуск в поводное царство, переход через лес с неведомыми силами и простой переход в другую деревню – все было путешествием. Великим Путем. Переходом, который сопровождался неизменной трансформацией героя. Был убогим – стал могучим. Был богатым – ограбили. Обнищал – найдет сокровище. Не под первым дубом, конечно: придется поискать, подумать, приложить усилия. Но то, что найдет – обязательно. Иначе мифа бы не было. Не придет же никому в голову передавать веками предание, в котором ничего не происходит. Бессмысленно как-то.

 Но то ли изменился мир в последние годы, то ли закончилось эпохальное эпическое время и началась новая эра, уже оклейменная эрой «клипового сознания», но меня, как носителя знаний о той, старой культуре (классическая университетская выучка!), с одной стороны, и человека, живущего в режиме коротких сообщений и молниеносных смен статусов в социальных сетях, немало озаботил вопрос, когда я и еще 400 человек сели в самолет: зачем путешествуют в современном мире? Что это – массовая «трансформация героев»?

Собственный ответ мне не понравился: трансформации я жду меньше всего. Понюхать, потрогать, пощупать, сфотографироваться на фоне Х, снять аутентичную виллу, отполированную и обставленную искусственно «оестествленной» мебелью последнего дизайна, – это да. Вжиться, вчувствоваться в иной мир, отказаться от привычного способа жить ради другого – непонятного, а потому сомнительного – увольте. Похоже, Грег и Тим меня понимают: свой грог, привезенный на другую сторону планеты – гарант стабильности качества ощущений и залог предсказуемого  результата встречи Нового года. Ну вот – еще одна точка соприкосновения.

 Хотя нет: они везут свою жизнь с собой. Я не такая: я жду «другой жизни». Каждый раз, отправляясь в очередной отпуск, я фантазирую о какой-то «другой версии себя» – непременно лучшей. Это будто бы примерить, как могла бы выглядеть моя жизнь не будь у меня той, которой я живу. Ставлю свою – постоянную – на паузу, и «иду налево» с другой – чтобы через две недели вернуться обратно, к своей. Вроде бы и прискучившей, но такой привычной и удобной. По возвращении – два дня затишья, как у молчащих после ссоры живущих десятилетия в браке супругов, и ворох обид, претензий, нерешенных вопросов к себе обрушивается лавиной, выскребая селью налет мнимого «отдыха от себя».

 Но так что же? Везти с собой свой самовар, грог, удочки (нужное подчеркнуть) в любую Тулу на земном шаре, выходит, так же плохо, как и оставлять все эти жутко полезные в повседневной жизни вещи дома и забывать их вместе с собой, как страшный сон, на время отдыха? Разница небольшая. И Грег с Тимом, и я везем свои привычные миры и способы жить с собой. Только они, похоже, меньше врут себе и искренне наслаждаются грогом и выловленной рыбой. Я же постоянно возвращаюсь мысленно к «себе привычной» и беспрестанно сравниваю, проверяя, насколько «я на отдыхе» не такой как «я дома». Но чтобы сравнивать, я эту, домашнюю, тащу с собой. И еду в отпуск как минимум вдвоем, а чаще – большой коммуналкой. Одно хорошо: дополнительные билеты оплачивать не нужно.

Не нравится мне все это, ох не нравится… Пессимистично очень получается. Куда ни приедь – везде ты сам, родимый. Все – о себе, через себя, из себя. Зачем выбрасывать из жизни 13-20-34 часа дороги, если в точке В темя ожидает ровно то же, что и в точке А? Как тут не поверить в схлопывающееся пространство?

Я долго металась в поисках ответа. Вопросы незаметным шлейфом легли по извилистой автомобильной трассе Денпасар – Амед. И надумала. Что если принять, что путешествие – как и любой культурный акт – укладывается в схему «Явление четвертое… Те же и Софья». Что если новая страна – это та самая «Софья», которая на правах нового персонажа вступает в диалог со всеми «теми же», которых так удачно удалось бесплатно провезти с собой? С идеями и мыслями, с вопросами, привычным способом быть. Высвечивает, актуализирует, а иногда – впервые формирует новые свойства и ценности в известных персонажах. Выводит на конфликт. Может, в этом и есть суть трансформации?

Красиво. Но, пожалуй, есть одно необходимое условие: надо как-то посторониться выпустить Софью на сцену. А то мне из-за себя ее не всегда видно. И получается – грог, рыбалка, действующие лица – те же. Декорации только временами меняются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *