КиноФакты: «Большой»

11 мая 2017 в прокат вышел фильм Валерия Тодоровского «Большой» (кстати, это юбилейный — десятый — проект режиссера).

Картина рассказывает историю восхождения на балетный Олимп — до самого Большого театра — юной провинциалки, приехавшей из шахтерского городка.

Сценарий фильма-романа (именно такой жанр заявили создатели) написала Анастасия Пальчикова.

«На примере балета ты можешь снять фильм про Золушку, а можешь — про раздвоение личности, как это сделал Даррен Аронофски в «Черном лебеде», про то, как человек сходит с ума, или про одиночество и старость, — говорит Валерий Тодоровский. — «Большой» — это не фильм, в котором надо было экспериментировать и ломать стереотипы, наоборот, это фильм про сами стереотипы. История, которую я рассказываю, очень проста: как люди попадают на сцену, как они проживают жизнь ради того, чтобы постоять на ней пять минут, ведь для артиста попасть в Большой театр — это в любом случае хэппи-энд».

Кадр из фильма

Танцующую на улице Юлю Ольшанскую замечает бывший артист балета Потоцкий. Когда-то он и сам подавал большие надежды, а теперь не может пройти мимо уникального дарования и прочит девочке будущее великой балерины, достойной главной сцены страны.

В балете в принципе не бывает легко — вот и у нашей героини в новой жизни будут сплошные запреты, ограничения и испытания, день за днем профессия будет ставить Юлю перед трудным выбором, и единственным союзником на этом пути будет ее наставница Белецкая. Учителя и ученицу объединяет не только талант и готовность служить большому искусству, у них обеих еще и характер, скажем так, не сахар.

Кадр из фильма

В картине снялись: Маргарита Симонова, Анна Исаева, Алиса Фрейндлих, Александр Домогаров, Валентина Теличкина, а также более 70 профессиональных артистов балета и «балетные» дети, которых отобрали в результате кастинга в крупных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Уфа, Пермь, Воронеж, Новосибирск, Екатеринбург) и даже за границей (Вильнюс, Варшава).

В кадре также появляется французский хореограф, в прошлом – «этуаль» (высшее звание для танцовщика во французской балетной системе — прим. ред.) парижской «Гранд-опера» Николя Ле Риш. Однажды он уже снимался в кино – в фильме Джулиана Шнабеля «Скафандр и бабочка».

Кадр из фильма

Съемки фильма «Большой» проходили в Москве, Кировске и Минске. Часть сцен действительно снималась на исторической сцене Большого театра, а не в максимально похожих декорациях. Съемочный процесс занял полгода, или 80 смен, и 14 из них группа провела в Большом.

Алиса Фрейндлих не встречалась с Тодоровским на одной площадке со съемок фильма «Подмосковные вечера» (1994) и признается, что «даже если бы была в полубессознательном состоянии, то, наверное, отбросила бы все болезни и занятости и побежала бы» к нему на съемки проекта.

А вот Александр Домогаров и Валентина Теличкина с режиссером раньше не работали, несмотря на богатый опыт за плечами — на двоих у них полторы сотни проектов. Большинство остальных артистов тоже не пересекались с Тодоровским напрямую, потому что они – вы правильно догадались — не актеры, а танцовщики и даже спортсмены!

Кадр из фильма

Юлю в детстве сыграла гимнастка Катя Самуйлина. Жизнь во время съемок для девочки была нелегкой – кино с трудом вписывалось в строгий график спортивных тренировок и четкого распорядка дня.

«Взрослую Ольшанскую» — русскую балерину, родившуюся в Литве и танцевавшую на тот момент в Польше, — нашли в Интернете. Маргарита Симонова вспоминает, что после сообщения в соцсети долгое время думала, что приглашение на кастинг – всего лишь чей-то розыгрыш, но на пробы все же приехала.

Кстати, Симонова тоже начинала карьеру как спортсменка — с пяти лет занималась акробатикой, и лишь в 12 лет (это не самый подходящий возраст для начала занятий балетом) поступила в хореографическую школу. В реальной жизни преподаватели дали Маргарите шанс, как и ее героине Юле в фильме…

Кадр из фильма

Соперницу Юли — Карину — играет московская балерина Анна Исаева, которая на самом деле окончила ту самую Московскую государственную академию хореографии, где разворачивается большая часть действия в фильме. В картине балетную «альма матер» сыграли декорации, выстроенные в Минской киностудии художником-постановщиком Владимиром Густилиным.

Маргарита Симонова признается: «Я всегда замечаю фальш в игровых фильмах про балет; где-то солгали, что-то приукрасили. Самый неприятный осадок был после «Черного лебедя» — бросался в глаза непрофессионализм актрисы, она же плохо танцевала! Смотришь и не веришь; понимаешь, что так не может быть».

В «Большом» же достоверности происходящего на экране уделили все возможное внимание, порой доходило даже до абсурда. Почему? Вот что рассказывает Валерий Тодоровский: «У нас была толпа профессионалов на площадке, поэтому тяжело было снимать. Иногда они начинали спорить между собой по тому или иному поводу. Бывало, что чуть ли не каждую секунду кто-то подходил и говорил: «Нет, это должно быть не так, а иначе. Он должен не так стоять, вот это называется другим термином».

Постановкой танцев занимался хореограф Олег Глушков, работавший с Тодоровским на кинопроекте «Стиляги» и в телесериале «Оттепель». Музыку для фильма написали композиторы Павел Карманов и Анна Друбич, а художником по костюмам выступил Александр Осипов.

Первоначальная версия фильма-романа составляла три часа, и режиссер перемонтировал картину, сократив ее на треть — до двух с небольшим часов. Именно эту версию и увидят зрители на большом экране. Внимание, родители: возрастное ограничение — 12+. Приятного просмотра!

 

Фото: The Walt Disney Company Russia & CIS.
Редакционный материал. Не является рекламой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *