КиноФакты: “Одесса”

5 сентября 2019 года в прокат выходит новый фильм режиссера Валерия Тодоровского «Одесса». Идея сюжета также принадлежит Тодоровскому, а сценарий картины написал Максим Белозор.

В драмеди задействованы как признанные звезды кино, так и начинающие актеры: Леонид Ярмольник, Ирина Розанова, Евгений Цыганов, Ксения Раппопорт, Евгения Брик, Владимир Кошевой, Сергей Муравьев, Степан Середа, Станислав Эвентов, Вероника Устимова и Сергей Сосновский.

Итак: Одесса, жара. В начале августа 1970 года местные пляжи забиты отдыхающими, приехавшими из разных уголков большой страны – СССР.

В гостях у Григория Иосифовича и Раисы Ировны Давыдовых собралась почти вся семья: старшая дочь Лора с мужем Володей, средняя дочь Мира с супругом Ариком и муж младшей дочери – Борис, с сыном Валериком. Последние двое рассчитывали вернуться в Москву через пару дней, но из-за холеры в городе объявили карантин и закрыли аэропорт и вокзал.

Членам семьи придется провести вместе значительно больше времени, чем они предполагали (и хотели бы). Небольшой спойлер: в процессе откроются нелицеприятные семейные тайны и случится большая запретная любовь ?

О сценарии

Валерий Тодоровский, сын признанного мэтра отечественного кино Петра Тодоровского, снял девять фильмов и один сериал («Оттепель»). Самые известные его полнометражные работы – «Страна глухих», «Подмосковные вечера», «Стиляги» и «Большой».

Тодоровский, родившийся и выросший в Одессе, признается, что «Одесса» – это фильм-воспоминание, романтическая попытка оглянуться на время, «когда деревья были большими», и вспомнить о своей семье, детстве, родном городе, атмосфере тех мест и того периода.

«Я помню холеру в Одессе, я застал ее мальчиком. Это были очень яркие воспоминания: жара дикая, а нас не пускают на пляж, в городе солдаты, – рассказывает Тодоровский. – Сначала все были очень напуганы, а потом плюнули и стали жить на полную катушку, даже руки не мыли. Я подумал, что было бы круто снять фильм про одесскую холеру».

«Идея сделать такое кино была у меня всегда, еще со ВГИКа, эта история казалась мне очень благодатной для кино, – говорит режиссер. – Люди оказываются в ситуации, когда не знают, сколько им осталось, и позволяют себе откровенно высказываться, а главное – чувствовать, возможно, то, что раньше они себе чувствовать не разрешали. Конечно, это пир во время чумы, но одесский – легкий».

Одновременно это семейная драма, героев которой обуревают буквально шекспировские страсти, рассказанная с одесской интонацией – полной любви к жизни и мудрой иронии. К слову о последней – создатели картины приложили все усилия, чтобы не скатиться в одесский КВН и советские анекдоты об одесситах.

«Мы следили за тем, чтобы не было комикования и игры в одесский акцент. Не хотели, чтобы было нарочно смешно, – комментирует Леонид Ярмольник. – У героев сложные взаимоотношения, они переживают не самые простые времена, но способ переживания у них одесский. Даже без анекдотов все равно понятно, что они – одесситы».

О съемках

В это трудно поверить тем, кто видел фильм, но… ни одного кадра «Одессы» не было снято в Одессе (по ряду экономических и организационных причин). Городские улочки «сыграл» Таганрог, одесский двор построили на «Мосфильме», аэропорт снимали в Ростове-на-Дону, а круизный теплоход – в Сочи.

Художником-постановщиком картины стал Владимир Гудилин, работавший с Тодоровским на многих его фильмах, в том числе «Большой» и «Стиляги». Гудилин также был занят на таких лентах, как «Географ глобус пропил» и «Жила-была одна баба».

Фильм «Одесса» снимали на пленку «Кодак», что для современного кинематографа – большая редкость. В этой связи команде «Одессы» пришлось преодолеть множество сложностей, преимущественно технического характера.

Оператором картины выступил Роман Васьянов, которого с Тодоровским связывают не только долгие годы совместной работы, но и многолетняя дружба. Ранее они сотрудничали, например, на проектах «Стиляги» и «Тиски».

«Мы с Валерием Петровичем обсуждали, что фильм должен чувствоваться как старое кино. Референсы, которые мы приводили, – ранние фильмы Микеланджело Антониони, – объясняет Васьянов. – Если цифровая технология дает ощущение, что дубли можно снимать бесконечно, то пленку нужно экономить, поэтому все понимают, что надо сосредоточиться и сделать лучший дубль».

За музыкальную составляющая картины отвечала Анна Друбич («Звезда», «В ожидании чуда», «КЕ-ДЫ»), а за соответствие костюмов героев описываемой эпохе – Александр Осипов («Стиляги», «Страна глухих», «Ван Гоги», «Кококо»).

О кастинге

«Я знал Женю Цыганова по сериалу «Оттепель». Мне кажется, его уникальность – в невозмутимости, – говорит режиссер. – Цыганов может стоять и смотреть в окно, а нам будет интересно смотреть на него. Это талант».

«Накануне Нового года Валерий Петрович написал, что у него для меня есть подарок. Этим подарком стал сценарий «Одессы», – вспоминает Цыганов. – В первый момент я решил, что это жанровая история, потом стал вчитываться и понял, что она волнующая и неоднозначная, и герой мой – очень неоднозначный».
«Сложнее всего было с матерью семейства, потому что ей должно быть 70 лет. Естественно, я думал про наших возрастных актрис, но что-то не складывалось, – признается режиссер. – Важно было сделать не просто старость, а очень живую и драйвовую старость. Не когда налицо увядание и затухание, а когда люди ругаются и выясняют отношения».
«Меня не очень пугало, что я должна сыграть женщину, которая намного старше меня. Свою первую бабушку я сыграла, когда мне не было и 40 лет, – рассказывает Ирина Розанова. – В «Одессе» у меня совсем нет грима, только рыжий парик и веснушки, сделанные «киношной» губкой, а в одной из сцен мы Раисе Ировне «нарисовали» губки».

«Я как-то в шутку сказал, что играю в «Одессе» такого местного короля Лира. Во многом это так и выглядит: три дочери, желание спокойствия и благополучия, чтобы все жили вместе и в мире, – говорит Ярмольник. – Но прежде всего я хотел здесь сыграть своего отца, которого уже нет. Мой персонаж очень на него похож – по характеру, по способу выражения мыслей».
Актриса Юлия Снигирь после светской премьеры фильма в Москве написала в соцсетях: «Одесса» – совершенно удивительное кино… Такое кино уже почти не снимают, это уже исчезающий вид. Очень личное кино, очень щемящее, остроумное, красивое… Посмотрите обязательно (сами) и покажите родителям. Правда, получите удовольствие. Спасибо всем, кто его делал».

Для тех, кто уже собрался бронировать билеты, дополнительно сообщаем, что экранная продолжительность истории – чуть больше двух часов. Возрастное ограничение – для зрителей старше 18 лет. Приятного просмотра!

 

Фото: The Walt Disney Company Russia & CIS.
Редакционный материал. Не является рекламой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *