КиноФакты: «Викинг»

29 декабря 2016 в прокат выходит фильм режиссера Андрея Кравчука «Викинг». Раннее Средневековье. Время тяжелых мечей и закона крови. Правящий род в раздоре. Для мира порой нужно больше мечей, чем для войны…

В основе сюжета — единственная историческая хроника того периода, которая сохранилась до наших дней, — «Повесть временных лет». Сценаристы не стали ее реконструировать буквально, но сохранили (порой в слегка измененном виде) все ключевые события, упоминаемые в летописи. Богатым источником информации также стали византийские хроники, «Алексиада» Анны Комнины и скандинавские саги.

«Многие из нас искренне считают, что имеют представление об истории своей страны. Но, как правило, все ограничивается XX веком, в лучшем случае — XIX веком. Что уж говорить о десятом, — комментирует продюсер Константин Эрнст. — Советский и российский кинематограф как-то обошли эту тему. Сначала из идеологических противоречий, затем по причине кинобедности. Так или иначе, культуры производства фильмов об этом времени нет. Так что пора, наверное, было включить ее в киновариант русской истории».

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Сотни отечественных и зарубежных научных трудов, новгородские, псковские, киевские музейные коллекции и архивы, экспонаты Государственного исторического музея в Москве, Национальных музеев Швеции, Норвегии, Дании и Исландии — это лишь малая часть того, что пришлось изучить создателям проекта. Неоценимую помощь оказали консультанты — доктор исторических наук Владимир Яковлевич Петрухин и доктор филологических наук Федор Борисович Успенский.

Андрей Кравчук: «Нам нужно было придумать и продумать целый мир. И он должен был стать настоящим. Чем больше мы узнавали, тем больше понимали, что этот мир очень близок нам. И теперь мы можем сказать, что внутренне недалеко ушли от людей того времени».

Владимир Петрухин: «Это художественный фильм, поэтому отступления от исторической действительности допустимы. Лично у меня они особых возражений не вызывают, глаз ничего не режет. А любители выискивать неточности всегда найдут, чем поживиться».       

В картине снялись: Данила Козловский, Светлана Ходченкова, Максим Суханов, Игорь Петренко, Андрей Смоляков, Владимир Епифанцев, Александра Бортич, Кирилл Плетнев, Александр Устюгов, Анна Буданова, Джон Де Сантис, Харальд Розенстрем, Олег Доброван, Александр Армер и другие.

Кастинг на роли в фильме длился более двух лет. Режиссер искал артистов-личностей, способных органично войти в мир X века. Однако «даже очень хорошие артисты не всегда попадали в то время по мироощущению, это связано и с внутренней культурой, и со степенью эмоциональной открытости, и с психофизической организацией, которые при непопадании дают ощущение неправды».

На главную роль режиссер первоначально искал очень молодого артиста, даже отсматривал выпускников театральных ВУЗов. Но в итоге пришел к выводу, что «в роли Владимира невозможен был просто мальчик, не личность». Так на эту роль был выбран настоящий мужчина Данила Козловский.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Данила Козловский: «Мы с режиссером договорились, что не играем исторического князя Владимира. Мы не знаем, каким он был. «Повесть временных лет» не дает нам полного представления. В сценарии, на мой взгляд, очень сильном, интересном, эмоциональном, есть герой, центр истории. Мы играем его. Создаем своего Владимира». 

В массовых сценах участвовали непрофессиональные актеры, но для них тоже устраивали кастинг, который продлился более трех месяцев. За это время создатели фильма посмотрели около двух тысяч человек и выбрали тех, кто «по-настоящему проникся проектом».

Светлана Ходченкова: «Актерам массовых сцен отдельное спасибо: без них бы ничего не получилось! Во время сложных драматичных сцен можно было посмотреть на лица людей из массовки — они проживали событие. Их просили заплакать — и они начинали плакать! Это очень помогало».  

Данила Козловский: «С каким отношением массовка работала! Я видел реальных людей, которые входят в транс, а среди них не было профессиональных актеров! Люди рыдали, переживали — они поверили в обстоятельства, включились. Это было невероятно!»

Перед костюмерным цехом, которым руководила художник по костюмам Екатерина Шапкайц, была поставлена амбициозная задача: создать максимально достоверный и художественно правдивый мир далекого прошлого.

Для каждого героя, для каждой народности, для каждого социального класса был создан свой образ: викинги и печенеги, киевляне и византийцы, воины и мирное население, массовка и центральные персонажи. Все рубашки вышивали вручную, а за основу узоров брали только подлинные орнаменты того периода.

Шапкайц и ее команда часть тканей для костюмов приобрели на рынках Китая, а также в Индии и Италии. Ткани, которые использовались преимущественно на Руси (суровье, мешковина, вигонь), специально для фильма создавали на белорусских ткацких фабриках.

Екатерина Шапкайц: «В фильме у главных героев нет ни одного необоснованного переодевания. Новый этап сюжета — новый костюм, психологическая перемена в герое — новый костюм. Это дает некую подсказку зрителю, формирует в его глазах образ героя. Как герой проходит свой путь, так и меняется его костюм».

Данила Козловский: «Костюмы давали абсолютное ощущение аутентичности на уровне каждой детали — от выбора ткани до узоров или отдельного элемента!»

Над доспехами и оружием также трудились профессионалы своего дела. Тяжелые доспехи из бычьей кожи для главных героев создал белорусский мастер Олег Седловский. Доспехи подгоняли точно по фигуре актеров, так что Козловскому, похудевшему за время съемок, их пришлось переделывать.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Мечи, топоры и кинжалы для главных героев создавались по индивидуальному дизайну и ковались по старой технологии, каждый весил около 2-3 кг. Для массовки и всадников заказали несколько сотен облегченных мечей в Китае.

Художник-постановщик Сергеей Агин и его команда создали около десятка макетов городов и отдельных строений в масштабе 1:100 и 1:500.   Все конструкции были разборными. Декорации Киева строили в трех разных местах: Вышгород (натуру и интерьеры) — на студии «Главкино» в Подмосковье, часть с 50-метровой крепостной стеной — в степях под Симферополем, а Подол, часть города на воде, — на Белогорском водохранилище в Крыму.

В России были сняты все эпизоды, кроме одного: интерьер корсунского храма «сыграла» базилика Сан-Витале VI века в итальянской Равенне. Команда «Викинга» стала первой в мире киногруппой, которой позволили здесь снимать. За разрешением пришлось обращаться в Ватикан.

Андрей Кравчук: «При строительстве декораций мы старались сделать не просто красивые домики. Нам важно было понимать, кто живет в каждом доме, сколько у него детей, чем он занимается: гончар он, к примеру, рыбак или торговец. Это помогало сделать декорации живыми, а не безликим задником».

Светлана Ходченкова: «Масштабы поражали! Декорации были такими достоверными — хотелось ходить и рассматривать каждую мелочь, как в музее».

Александра Бортич: «Когда я впервые приехала на «Главкино», у меня был настоящий шок! В хорошем смысле. Это помогло играть. Я заряжалась от таких живых декораций».

Кадр из фильма
Кадр из фильма

На площадке во время подготовки к массовым сценам работало одновременно до 30 гримеров. Каждый главный герой мужского пола был закреплен за определенным мастером. Большая часть времени уходила на… бороды, которые должны были выглядеть максимально естественно. В случае с женскими персонажами основная работа приходилась на прически.

Большие шрамы (например, шрам Свенельда) и пластический грим выполнял мастер по спецгриму Петр Горшенин. Он же изготовил маску актера Александра Устюгова, которую использовали для создания тела Ярополка в сцене его сожжения.

Татьяна Вавилова, художник по гриму: «У меня были большие фильмы, но ни одного равного «Викингу». Гигантская работа! Многие меня отговаривали, считали, что я сумасшедшая, раз иду на проект, потому что он был невообразимо сложным».        

Для цифровой массовки применялась технология захвата движения: актеры, одетые в специальные костюмы с датчиками, разыграли несколько десятков сценок (бои, бег, падение, ранение, смерть). Все их движения считывались и добавлялись в программу, которая создает «умную» толпу, подставляя и перемешивая фазы движения. Всего в картину вошло порядка 850 кадров с компьютерной графикой, над которой работало более ста специалистов.

За трюки на картине отвечали каскадеры казахстанской группы «Номад» под руководством Жайдарбека Кунгужинова. Режиссер настоял, чтобы каскадеры и исполнители главных ролей для реализма бились на железных мечах, хотя это и более травмоопасно. Но в сценах боев, в которых участвовали другие актеры, железные мечи заменяли пластиковыми.

Снимали как на простые ручные камеры, так и используя передовые технологии. Квадрокоптеры с камерами были разработаны и вручную собраны Димитрием Вавиловым-Доллежалем и Дмитрием Еремьяновым из команды Skypix.

Создатели фильма отказались от осветительных приборов. Солнечный свет закрывали огромными черными полотнищами, которые крепили на рамах 50х50 метров, расставляя по периметру площадки 40-тонные краны.

Музыку для картины создал композитор Игорь Матвиенко при участии Дина Валентайна. Вокальные партии записала солистка группы «Город 312» Ая.

Константин Эрнст: «У нас была уникальная команда. Я уверен, что это будет лучшая на данный момент роль Данилы Козловского: нам посчастливилось снять его в картине, когда он вошел в свою лучшую профессиональную форму. Такого ощущения счастья, как во время съемок «Викинга», у меня не было никогда. Все работали, как один творческий организм, делая лучшее, что могли».

Данила Козловский: «Без дежурных комплиментарных речей: съемки произвели на меня неизгладимое впечатление! «Викинг» — один из самых сильных кинематографических опытов в моей жизни. Во всех смыслах — начиная от роли, характера, заканчивая самыми, казалось бы, простыми производственными вопросами. Хотя слово «просто» к этому проекту не имеет никакого отношения. Это один из самых сложных фильмов в нашей индустрии и в художественном смысле, и в технологическом. Беспрецедентная история!»

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Светлана Ходченкова: «Это один из важнейших проектов за всю мою карьеру. Каждому актеру желаю такого счастья — поработать с таким режиссером, с такой группой, с такой драматической историей».

Александра Бортич: «Я считаю, что наш фильм очень интересен и полезен зрителям. Это не просто отлично снятое крутое историческое кино. Оно подарит людям, которые не очень хорошо знают историю, возможность составить хоть какое-то представление о том времени, о правителях того периода. Те фильмы, что нам показывали в школе, были очень скучными. А наша картина, очень надеюсь, все-таки будет привлекать внимание ребят и нести образовательный заряд».

Андрей Кравчук: «Нам было важно и интересно поразмышлять, насколько мы сегодняшние, живущие в сумасшедшем ритме, сосредоточенные на материальном, готовы к нравственным изменениям? Могут ли они в нас происходить? Способны ли мы прийти к самим себе? И, конечно, мы хотели донести, что каждый способен что-то совершить, хотя бы внутри себя самого. Измени сам себя, и тогда ты сможешь изменить весь мир».

«Викинг» — первая российская картина, смонтированная в двух версиях — для различных возрастных категорий. Итак, продолжительность: 133 минуты (18+) и 128 минут (12+).

Эпический блокбастер выйдет в прокат 29 декабря 2016 со слоганом «Тебе надо увидеть, чтобы поверить». Приятного просмотра!

 

Кадры: «Централ Партнершип».
Редакционный материал. Не является рекламой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *