АВТОБУСОМ ПО РЕТРО-ЛЕНИНГРАДУ

Большой любитель транспортных средств в стиле «ретро» и основатель компании «Retro Bus» в интервью главному редактору «Прелестей Жизни» рассказывает о  своем уникальном туристическом проекте для тех, кто хочет увидеть хорошо знакомый и любимый Город на Неве в новом ракурсе.

Об увлечении, переросшем во что-то серьезное…

 — Ретро-автобус возник в моей жизни как увлечение. Мне вообще всегда нравились разные виды транспорта, хотелось научиться водить трамвай, автобус. У меня маркетинговое образование и  основная работа совсем в другой отрасли. Раньше это была сфера IT, теперь пищевое производство, и все, что связано с инновациями в нем.

retro-bus5У нас в Петербурге есть музей трамваев, в котором представлены старинные вагоны. Когда-то я там работал, занимался ремонтом, их восстановлением. Потом мы стали катать туристов по городу.  В основном, это были англичане и американцы с огромных круизных теплоходов, которые должны были увидеть не просто достопримечательности Питера, но и уловить какую-то изюминку. И вот этой изюминкой и был наш старинный трамвай. Я занимался ведением этого проекта, искал клиентов, формировал презентации, прайс-листы. Проект был небольшой, но благодаря ему удалось получить представление о рынке туристических услуг в городе. В начале 2000-ых годов у нас начались проблемы. Власти были против такого вида транспорта, как трамвай,  активно стали закрывать парки, сносили пути. И однажды трамвайный парк на Васильевском острове, где стояли наши музейные вагоны, оказался отрезанным от остальной сети, и выезжать стало просто некуда. Другим фактором, затрудняющим продвижение проекта, было то, что трамваи принадлежали государственному предприятию, которое было совершенно не заинтересовано в их эксплуатации, и видело в них только дополнительную проблему. Это все мне быстро надоело, и уже тогда появились мысли сделать что-то свое.

Появление первого экземпляра…

В 2008 году я увидел на сайте авто.ру  объявление о продаже во Владимире старого автобуса ЛиАЗ-677 1991 года выпуска. И загорелся идеей его купить. Я  пошел на курсы, выучился на водителя автобуса и получил права категории D.  Затем отправился во Владимир и купил-таки за 80000 рублей этот автобус. Он был на ходу, работал на предприятии и возил сотрудников  из дома на работу. Мне повезло, так как он был не такой «расшатанный»,  какими бывают обычные маршрутные автобусы. Но в то же время, за ним никто никогда не следил, и он был далек от идеала. Я в автобусах на тот момент ничего не понимал, а именно эта модель отличается некоторой сложностью конструкции:  например, очень капризной автоматической коробкой передач, требующей бережного  отношения. Благо — перед самым отъездом во Владимир я в Питере познакомился с несколькими водителями, которые мне рассказали, что к чему.  И одного из них я  уговорил поехать за автобусом вместе со мной.  Кроме того, я собрал целую экспедицию из 15 друзей, частично из Москвы, частично из Петербурга, которые приехали во Владимир и участвовали в перегоне автобуса, сопровождая это действо песнями и плясками. Обратно в Петербург мы ехали примерно полутора суток, не без приключений, конечно.

retro-bus4-1024x680А дальше я использовал этот автобус только для своего удовольствия, иногда ездил на нем на работу, а в обеденный перерыв загружал всех своих коллег, и мы гоняли на Финский залив есть пиццу. Также с автобусом отмечались дни рождения, свадьбы друзей. Но это  было от раза к разу, и деньги на этом было трудно зарабатывать.  А ведь автобус, даже когда просто стоял, требовал немалых средств: это и страховка,  и стоянка, и техосмотр два раза в год. Самое главное, что техника, когда стоит, портится быстрее, чем когда она ездит. Особенно это характерно для больших старых советских конструкций. И  где-то к весне прошлого года я понял, что дальше так продолжать невозможно. Или автобус совсем зачахнет в ближайшее время,  или нужно ставить это дело на какие-то коммерческие рельсы, чтобы он хотя бы себя окупал.

Появилась бизнес- идея…

…Катать на этом автобусе не только друзей, но и всех желающих. Но для этого нужно было, как минимум, его отремонтировать, придать автобусу оригинальный внешний вид. А как максимум, понять, чем же еще эта услуга может быть интересна потребителю, потому как просто  прокатиться на старом автобусе — удовольствие довольно сомнительное для обычных людей. Решено было проводить тематические экскурсии по Ленинграду того времени, когда эти автобусы ходили по нашему городу. А это, между прочим, обширный исторический период — с конца 60-ых до начала 2000-ых годов.  Эти 40 лет мы разбили на пятилетки, для каждой набрали ассоциаций и попытались выстроить маршрут в соответствии с той эпохой, показывая памятники, здания,  или общественные заведения, которые сохранились до сих пор.  Набирая команду,  я ориентировался на  подсказки друзей, искал в Интернете. В частности, меня познакомили с Женей Евдокимовым. Он —  историк, работает в Музее Истории Петербурга в Петропавловской крепости. Честное слово, я больше таких людей не видел:  покажи ему любое здание в городе – и он подробно расскажет о нем, о его стиле, об архитекторе. Женя знает многие удивительные исторические факты, причем как раз специализируется на второй половине XX века. С ним по городу гулять – одно удовольствие. В нашем проекте он ведет несколько программ, посвященных 60-70-ым годам.

 Что касается 80-ых, то тогда в Ленинграде процветал андеграунд, родился русский рок, организовывались «квартирники», подпольные рок-клубы. И я нашел непосредственного участника тех событий, хиппи в годах, с седыми волосами, но, по–прежнему, в потертой джинсовой куртке. Это —  Вячеслав Дерягин. Он не просто ведет экскурсию,  а вспоминает годы своей  молодости, кроме того, он — поэт и читает во время экскурсии свои стихи. Погружение в атмосферу  получается просто стопроцентное, тем более,  во многих местах остались еще люди, которые его помнят и знают. Эта программа особо популярна среди молодежи, которая хочет понять и прочувствовать, чем жили их родители, когда были молодыми.

По эпохе 90-ых годов у нас есть только что сформированная программа «Бандитский Петербург». Ее будет вести журналист и соавтор одноименной книги, который в то время работал в уголовном розыске. События того лихого времени он подает не в виде исторических фактов,  а в качестве художественной истории  с завязкой, развитием, кульминацией и развязкой.

Еще у нас есть совместная программа с музеем политической истории России, которая называется  «Рожденный в СССР». Это такой вариант празднования дня рождения для взрослого человека, желающего снова окунуться во времена своей юности. В рамках этого праздника проводятся некоторые милые сердцу ритуалы, например, посвящение в пионеры, поездки по знаковым местам на нашем ретро-автобусе, а заканчивается все в ресторане, стилизованном под коммунальную  квартиру.

Об устройстве бизнеса…

Полноценно мы запустили наш проект с этого лета,   а подготовка началась с осени 2010 года. Первый наш сезон я оцениваю положительно, потому что увидел главное: вся эта история интересна людям. Было много заказов, и не возникло  отторжения этой идеи. Единственное, чего нам пока не хватает – это информированности как можно большего числа людей о нас. Мы над этим работаем.

С концом основного туристического сезона наши выезды продолжаются,  в данный момент мы сотрудничаем с фестивалем «Детский Петербург», который проводится в дни школьных каникул и объединяет более чем 20 музеев города.

retro-bus3Изначально мы работали  с группами  по предварительному заказу. Но потом поняли, что есть много желающих, которые просто не имеют возможности собрать еще 20-30 знакомых, но хотят поехать сами,  и стали проводить регулярные экскурсии каждое воскресенье. А через две недели у нас будет поездка для любителей и ценителей ретро- транспорта, которую мы устраиваем два раза в год. Смысл этого мероприятия в том, чтобы проехать по старому, уже не существующему автобусному маршруту, останавливаясь в прежних местах, вешая на остановках старые «аншлаги» (таблички с указанием маршрутов) и фотографируя автобус. Чем аутентичнее получатся снимки, тем лучше.

Кроме этого, мы катали летом большое количество свадеб, когда жених и невеста едут на  «Чайке» или на «ЗиМе»,  а гости на соответствующем по стилю автобусе. Всем это очень нравится.

Будни и праздники…

Мы — довольно гибкая структура, работаем вдвоем на партнерских основаниях, плюс к этому у нас есть три наемных работника, это водители и слесари, которые выходят по мере надобности. Очень оперативно реагируем   на изменения рынка, стараемся прислушиваться  к мнению наших туристов после поездки.  Самая большая трудность  этого бизнеса – это ремонт и обслуживание автобусов. Техника старая и требует трепетного ухода,  а квалифицированных мастеров,  которые помнят, как работать с этими  моделями, уже почти не осталось. Также нет запчастей,  приходится придумывать другие конструктивные решения.

В нашем парке сейчас  два автобуса, помимо того, который я привез из  Владимира.  Если все сложится хорошо,  то через пару дней будет и еще один. Кроме того мы решили купить еще и маршрутку «РАФик».  Это оптимальный ретро-вариант для небольших компаний..

Всю технику, к сожалению, не соберешь и не отреставрируешь, хотя у меня есть такое желание.  А мой партнер по бизнесу всячески старается меня удержать. У меня, наверно, тот счастливый случай,  когда хобби  как-то незаметно перетекло в бизнес. В дальнейшем хочу  наращивать объемы перевозок, а ретро-тематику распространить и на другие виды услуг. Пока что таких старых автобусов, которые бы сдавались  в аренду и на которых проводились бы экскурсии, я не встречал ни в России, ни даже в мире. А особенно с таким «историческим гарниром» в виде экскурсии и погружения в эпоху.

Всегда приятно видеть реакцию прохожих  на улицах на наш автобус. Все оборачиваются  с удивлением, потом оно сменяется радостью и улыбкой. Обязательно фотографируют нас. Люди ассоциируют этот атрибут прошлого со своей жизнью  в те времена и вспоминают то, что было связано с этим автобусом. В большинстве своем это все-таки приятные воспоминания.

P.S

Петербург из окна ретро-автобуса, конечно, совсем другой… Не такой, каким я его вижу каждый день. Это во многом зависит от экскурсовода, именно поэтому у нас работают не просто профессиональные гиды, а  люди, которые  любят ту эпоху и готовы рассказывать о ней бесконечно.

Мы стараемся сделать так, чтобы наше повествование было не монотонным набором заученных фраз, а живым. Истории из личной жизни, байки, анекдоты —  все это, смешиваясь с историей города, позволяет нам увидеть Петербург совсем в другом ракурсе…. Из окна ретро-автобуса…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *