ЗАПАХ ОСЕНИ

Еще три года назад в России просто не было такого понятия «парфюмерный стилист», а сегодня передо мной сидит яркая и энергичная Ирина Лапик – обладательница этой красивой профессии. Она была одной из первых, кто понял, насколько сильно воздействуют на психику и настроение человека правильно подобранные ароматы, и стала помогать людям их находить.

Как ты пришла к этой профессии?

– Первые духи, которые мне купили, еще, можно сказать, в детстве, были Samsara от Guerlain. Они произвели на меня колоссальное впечатление. Позже я стала покупать себе разные ароматы, пробовала, находила, впечатлялась, искала новые, и именно тогда поняла: вот то, что мне интересно и приносит радость. Затем появилась возможность пойти учиться к известному российскому парфюмеру Жанне Гладковой. Так мое хобби переросло в профессию. Я еще тогда определила для себя, что создавать парфюмерные композиции интересно, но существует огромное количество уже готовых ароматов, которые надо как-то систематизировать, и главное, донести до потребителя, раз уж я в них разбираюсь. А потом в процессе работы увидела, насколько это мощный инструмент воздействия на внутренний мир человека. Я получила дополнительное психологическое образование, и теперь рассматриваю ароматы через призму психологического воздействия, как инструмент работы с бессознательным. Такой же, как сны, например. Считаю, что правильно подобранный аромат, – это легкий и ненавязчивый способ познать себя, развить свое творческое начало. И к этому есть научные предпосылки. Даже у меня самой в процессе работы открылся мощный творческий поток, я стала писать стихи об ароматах…

Акация (посвящается ноте акации)

Последний луч октябрьского тепла
Согрел листву в безмолвном старом парке.
И золотом природа отдала
Свои роскошные прощальные подарки.

Они молчали, не осталось слов.
И сигаретный дым вздымался в небо.
Осталась память. Кончилась любовь.
Роман короткий. Был он или не был?

Он сжал ее замерзшую ладонь.
То было их последнее свиданье.
Погас чуть было вспыхнувший огонь.
Осталась нежность и воспоминания.

Сейчас это стало моим бизнесом. Я не только консультирую по подбору ароматов, но и веду парфюмерные тренинги. Например, вчера проводила тренинг по аромамаркетингу. Слушателям было интересно узнать про это направление. Есть целая наука о том, как правильная ароматизация помещения влияет на потребителя. Об этом очень много сейчас пишут, но подход такой сугубо утилитарный. А ведь это прекрасный маркетинговый ход и альтернатива раздражающей, навязчивой рекламе. Потому что в отличие от ярких цветов, музыки или слоганов, аромат очень мягко направляет и воздействует. В мегаполисе очень не хватает этого ощущения гармонии с самим собой, которое создает запах.

Есть ли конкретные примеры решения психологических проблем человека во время парфюмерной консультации?

Как-то пришел клиент на консультацию. Мы стали подбирать ему аромат для бизнеса. Но я заметила, что его тянет к чувственным, сексуальным запахам. Стала аккуратно спрашивать о личных аспектах, и выяснилось, что он не очень-то доволен существующими в его жизни отношениями и подсознательно готов к чему-то новому, только боится в этом признаться. В итоге мы подобрали тому клиенту очень чувственный парфюмерный гардероб. Еще у меня была клиентка, которой мы подбирали духи на все случаи жизни. Во время консультации выяснилось, что ее раздражают абсолютно все «животные» запахи, она не приемлет никакой агрессии, жестокости, грубости, как в глобальном смысле, так и в отношениях. У нее на этом фоне были трудности в общении с окружающим миром, в итоге я «прописала» ей животные ароматы в гомеопатических дозах. Проблемы, как ни странно, удалось потихоньку решить. Она просто изменила свое отношению к миру при помощи ароматов. Я не думаю, что это может вылиться в какое-то отдельное направление психологии, хотя почему бы и нет.

tsoa21212Как происходит парфюмерная консультация?

Процесс подбора аромата – это прежде всего разговор. О жизни, о привычках, о пристрастиях, о целях, которые клиент ставит перед собой. В глянцевых журналах сейчас появилось огромное количество тестов: ответь на 5-6 простейших вопросов и узнай, какие духи тебе подходят. На самом деле, это не очень правильно. Не существует универсального рецепта подходящего именно тебе аромата. Это очень индивидуально и напрямую зависит от того периода в жизни, в котором человек сейчас находится.

Далее мы проводим аромадиагностику. Слушаем ароматы, эфирные масла, и клиент отмечает, что ему нравится, а что – нет. Бывают даже «психологические якоря» на некоторые запахи, с которыми связаны негативные воспоминания. После консультации я расписываю для клиента памятку с указанием ароматов, которые ему подходят, и конкретных марок духов, которые можно приобрести. Также иногда у меня заказывают парфюмерную консультацию вместе с шоппингом, когда мы с клиентом отправляемся в магазин и подбираем духи по итогам аромадиагностики.

Что нужно для того, чтобы стать парфюмерным стилистом?

Прежде всего, иметь хорошо развитое обоняние и вообще предрасположенность к этому занятию. А еще, конечно, желание и умение воспринимать запахи и способность ощущать восторг, который они вызывают. Ведь не у всех людей так. Если человек по природе жесткий логик, то он уж точно не парфюмерный стилист. А еще мне кажется важным хотеть помогать людям, ведь консультации очень выматывают психологически. Невозможно подобрать аромат, не выслушав клиента, не взяв частичку его переживаний на себя. К сожалению, в России сейчас не так много возможностей обучаться этой профессии, но при желании всегда можно найти информацию, посетить семинары, отправиться на учебу за границу, прочитать что-то полезное в работах известного парфюмерного критика Луки Турина.

Если говорить о сложностях этой профессии в России, то, скорей всего, огорчает такой элитарный подход. Многие считают, что быть парфюмерным стилистом – гламурное занятие для девушек с Рублевки. А кто-то воспринимает меня, как консультанта из парфюмерного магазина. Есть такие люди, которые считают, что прекрасно разбираются в парфюмерии сами и им не составит труда купить себе духи. Но все-таки с каждым годом поток клиентов растет, интерес к подбору ароматов становится все больше, и это не может не радовать.

Какова роль парфюмерии в создании законченного образа?

Если бы здесь сидел просто стилист, он бы сказал, что главное в образе – это туфельки и прическа, или галстук и запонки. Я же, естественно, считаю, что аромат – это основа основ. Во-первых, потому что неприятный, резкий или просто неправильно подобранный запах разрушает весь образ, мешает правильному восприятию этого человека. Для меня это очевидно и очень важно. Насколько же красиво и сексуально, когда девушка носит свой, правильный аромат.

У меня была такая история. Я шла по улице, моросил дождь, и впереди меня шла девушка-блондинка и несла на себе аромат Bvlgari – Omnia Crystalline. А в нем есть легкая «кислинка», подобная цитрусовой, и аромат замороженного мускуса. И под дождем за ней прямо струился этот ароматный шлейф. Я была в восхищении и спросила, что это за духи. Но когда позже пришла в магазин послушать этот аромат, поняла, что мне он не идет и совершенно не так звучит, как на ней.

Для меня восприятие ароматов похоже на ощущение влюбленности. Это такое состояние, когда мужчина понравился, ты еще не понимаешь толком, что это, но чувствуешь, что у него то же самое. Нет еще ни встреч, ни поцелуев, есть только необыкновенно пьянящее чувство взаимности. Вот такое чувство вызвал во мне Caron – Parfum Sacre. Это винтажный аромат, существует очень давно, сейчас он находится скорее в ранге нишевых запахов. Он очень сложный, сначала в нем слышатся специи, а потом раскрывается роза. До сих пор, когда я слушаю его, внутри меня такое счастье!

В чем разница при подборе ароматов для мужчин и женщин?

Прежде всего, в подходе к самому вопросу выбора. Если уж мужчина заинтересуется чем-то, то погружается в это целиком. Им приходится объяснять, как работают ароматы, практически рисовать схемы и графики, но зато мужчины – самые благодарные слушатели. Если уж они будут довольны своим выбором – вряд ли будут ему изменять. Что сказать о женщинах? Нам нужны эмоции и восторг. Но при этом, даже найдя свой аромат, мы легко можем переключиться на другой, вернуться к старому, неподходящему, просто потому что захотелось. Что касается самого парфюма, то здесь мужчины по статистике декларируют свой интерес в основном к статусным, деловым ароматам, которые поспособствуют их успехам в бизнесе и упрочат высокое положение. Намного реже от них поступают запросы на подбор ароматов для личной жизни. У женщин все наоборот. По поводу бизнеса, конечно, тоже интересуются, но все-таки, большинство желает подчеркнуть свою женственность и чувственность. И это радует. В последнее время психологи бьют тревогу из-за того, что все больше женщин подавляют в себе женское начало, уходят с головой в бизнес, строят карьеру. Соответственно, их интересуют ароматы «мужского плана» или, так называемый, «унисекс». Я всегда стараюсь предотвратить эту катастрофу и советую своим клиенткам из мира бизнеса всегда подбирать несколько ароматов для повседневной жизни. Пускай один будет более жесткий и деловой, но остальными надо подчеркнуть нежность, беззащитность, а может добавить игривые нотки к своему образу. Ведь не каждый день ей надо проводить совещания, быть жестким тактиком и стратегом, она тоже имеет право и на свидания, и на романтический флирт, и на то, чтобы оставаться женщиной даже в жесткой бизнес-игре.

tsoa212121Какие духи сейчас в твоих фаворитах?

– Прямо сейчас на мне Keiko Mecheri – Musc (Мускус). Дело в том, что я вчера проводила тренинг, наслушалась разных ароматов, и сегодня мне захотелось чего-то нейтрального, легкого. Этот парфюм очень интересный, его даже отметил известный критик Лука Турин в своих рецензиях. В нем есть нотка бархата, которая согревает прохладными осенними вечерами.

Вообще я обожаю Сarolina Herrera – 212, это идеальный для меня летний аромат. А для осени выбираю NOA от Cacharel. Не могу сказать, что это стопроцентно мои духи, но когда хочется получить ощущение «мягкого шарфа», тепла и уюта – они прекрасно создают его.

Что можно сказать о парфюмерных тенденциях осеннего сезона?

– Ароматы осени обещают быть чувственными, в них много пудры, много сладости. Например, вышла современная версия Chanel 19 – Iris Poudré. Появились новые Shalimar от Guerlain. Все это очень мягкие и женственные ароматы. Героиня этой осени – элегантно одетая, желательно в классическом стиле, девушка, жаждущая продолжения начавшегося летом счастливого курортного романа. Возможно, к зиме Он уже сделает Ей предложение.

P.S. Ирис (посвящается ноте ириса)

Прохладный крепдешин, фиалковый муссон.
Распахнуто окно в кристальный вечер лета.
И платьице в шкафу, кокетливый фасон,
В прозрачной синеве притушенного света.

Благодарим Кафе «Чайковский» и лично Дмитрия Владимировича Слабицкого за помощь в организации съемок.

Триумфальная площадь, дом 4/31

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *